Первая персональная авторская выставка «Элегантность и силуэт: от Москвы до Парижа»

2 марта 2016г. в Государственной Библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки «Элегантность и силуэт: от Москвы до Парижа».

О выставке

Выставка художника-модельера Ольги Поляковой посвящена современным тенденциям в создании образа и дизайна костюма. Опираясь на творческие идеи российского и французского модерна, автор предлагает ознакомиться с идеями и вариантами использования их элементов в сегодняшнем дизайне одежды. Используются элементы декораций и деталей архитектуры Москвы и Парижа. Ольга Полякова применяет показанную фактуру в развитии креативности своих учеников, обучаемых в рамках ее прикладных курсов в Школе для модельеров в области дизайна костюма и создания fashion эскизов. Автор показывает, сколько возможностей таят в себе исторические дома и особняки в сердце двух столиц. Среди используемых архитектурных элементов — изящные фризы в виде лепной кружевной сетки, ажурная ковка решеток и необычной формы капители колонн.

От автора

Идея выставки зародилась у меня уже довольно давно, но именно сейчас как-то все удачно сложилось и соединилось.
Сразу хочу поблагодарить сотрудников государственной библиотеки для молодежи — Александру Москалеву, Лилию и техническую поддержку.

Выставка получилась камерная, но содержательная. Она достаточно уникальная. За годы работы в сфере дизайна я часто сталкивалась с использованием элементов архитектуры, скульптуры и живописи в создании платьев и костюмов. И одно из моих любимых направлений — это стиль МОДЕРН конца XIX начала XX вв.

МОДЕРН в архитектуре и живописи вы можете встретить практически во всех столицах Европы. Особенно примечателен здесь Париж, куда я специально летала в декабре прошлого года, чтобы вдохновиться для этой выставки. А также, как ни странно, МОДЕРН вы можете увидеть в архитектуре Москвы. По последним данным в Москве, как минимум, 86 зданий и сооружений в стиле МОДЕРН. Одно из самых знаменитых из них — Особняк Рябушинского на Малой Никитской улице.

Почему именно архитектура и каким образом ее красота может быть использована в качестве идейного вдохновения?

Возьмем, к примеру, великолепную ажурную ковку заборов и балконных ограждений в Москве и Париже. В Париже среди 1000 балконных оград нет ни одного повторения. Каждый замысловатый узор уникален! Так вот, среди этих узоров я и нахожу те, которые на мой вкус могут быть использованы в качестве орнамента, декора и вышивки на платьях. Или возьмем, например, женский силуэт в платье. Ведь сама Эйфелева башня похожа на изящную женскую фигуру. Или цветовое решение многих витражей. Они часто подсказывают оригинальные решения для тканей и материалов в создании платьев.

Как вы понимаете, разработать концепцию будущего платья или костюма — это творчество в чистом виде. Это художественное и цветовое решение вопросов элегантности и стиля. И в этом собственно моя основная работа, как художника-модельера. А далее идут несколько этапов очень сложной и кропотливой работы — создание технического эскиза, подбор тканей и фурнитуры, раскрой и, наконец пошив изделия.

Важной составляющей здесь является технический эскиз. И в рамках своей ШКОЛЫ ДЛЯ МОДЕЛЬЕРОВ http://olgapolyakova.pro/category/school-for-designers/ где я преподаю я обучаю своих учеников не только дизайну костюма, умению видеть и находить творческие источники вдохновения, но и абсолютно практическим навыкам рисования fashion эскизов и техническим приемам создания одежды.

ЭКСПОЗИЦИЯ ВЫСТАВКИ

Стиль МОДЕРН

Модерн (от фр. moderne — современный), ар-нуво (фр. art nouveau, букв. «новое искусство»), югендстиль (нем. Jugendstil — «молодой стиль») — художественное направление в искусстве, наиболее распространённое в последней декаде XIX — начале XX века (до начала Первой мировой войны). Его отличительными особенностями является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, интерес к новым технологиям (например, в архитектуре), расцвет прикладного искусства. Заметное влияние на стиль модерна оказало искусство Японии.

Модерн стремился сочетать художественные и утилитарные функции создаваемых произведений, вовлечь в сферу прекрасного все сферы деятельности человека. В других странах он называется также «тиффани» (по имени Л. К. Тиффани) в США, «стиль Сецессион» (Secessionsstil) в Австрии, «модерн стайл» (modern style, букв. «современный стиль») в Англии, «стиль либерти» в Италии, «модернизмо» в Испании, «Nieuwe Kunst» в Нидерландах, «еловый стиль» (style sapin) в Швейцарии.

Архитектуру модерна отличает постоянное стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Большое внимание уделялось не только внешнему виду зданий, но и интерьеру, который тщательно прорабатывался. Все конструктивные элементы — лестницы, двери, столбы, балконы — художественно обрабатывались.

Коллаж «Усадьба Рябушинских на Малой Никитской»

Летом 1900 года в центре Москвы на Малой Никитской началось строительство городской усадьбы старшего Рябушинского (1874 – 1942), известного в Москве предпринимателя, ученого и мецената. Возводил ансамбль знаменитый архитектор Ф.О.Шехтель (1859 – 1926).

Особняк Рябушинского, один из лучших образцов московского модерна, упоминаемый во всех специализированных книгах и справочниках, стал своеобразной визитной карточкой архитектора. Это было время расцвета модерна, появившегося в России в середине 90-х годов ХIХ века и вписавшего одну из интереснейших страниц в историю русского искусства.

Главным украшением особняка является парадная лестница – волна. Она располагается в центре здания, в холле, высота которого двенадцать метров. На фоне огромного трехчастного витража обрушивается каскад волн, выполненный из серо –зеленого вазелемского мрамора, вскидывающий высоко вверх люстру – медузу.

Фантастичны и выразительны декоративные детали особняка. Порталы напоминают стелющиеся в воде водоросли или зыбкие волны движущегося песка, или служат рамой для картины. Ручки дверей похожи на морского конька или раскрывшуюся жемчужную раковину, или просто веточку с плодами и листьями лавра. Несколько решеток из посеребренного железа ручной ковки воссоздают полет мотылька или головку совы, а медуза сверху видится черепахой.

Особняк можно также с полным основанием назвать домом с витражами. Их здесь девять, созданных по рисункам Шехтеля художником Виноградовым. Они разного размера, отличаются сюжетом и техникой исполнения и выполняют не только декоративную роль, но и решают архитектурные задачи.

Коллаж «Особняк Рябушинских в Москве. Парадная передняя. Витраж окно»

В своих строениях Ф.О.Шехтель (архитектор) не упускал возможности расположить окно комнаты напротив входа, увеличивая, таким образом, внутреннее пространство и теснее связывая его с внешним миром. В данном случае такой возможности не было, и он заменил окно большим пейзажным витражом с рекой, соснами, уходящими вдаль полями, создав иллюзию окна. Для большей убедительности он подсветил витраж так, что с разных точек осмотра мы наблюдаем восход и заход солнца, движение луны по небосклону, смену дня и ночи — все, как в реальной жизни.

Коллаж «Витраж между большим и малым кабинетами в особняке Рябушинских в Москве»
2014г. Тушь. Силуэт девушки в волнах, переходящий в мужской профиль.

Самый загадочный и наполненный философским смыслом витраж. Бросив на него беглый взгляд, видим гористую местность и одинокое деревце, скорее всего лавр. Но, всмотревшись, различаем затылок, ухо, шею, плечо человека, сидящего под лавром. Не обозначено только лицо, благодаря чему человек сливается с природой как неотъемлемая ее часть. В то же время он выделяется из общей среды, легко может влиять на природу, даже нарушить ее гармонию, но тесно связанный с нею, он погубит и себя. Однажды Шехтель записал в дневнике: «Мы многое не замечаем, как не замечаем кислорода, которым дышим… Мы не замечаем перил на лестнице, обыкновенно на них и не опираемся…а попробуй их снять. И по лестнице все будут бояться ходить и лестница никуда не годится». Кажется, в этом смысл столь необычного витража. И в искусстве витража Шехтель также сказал свое слово.

Коллекция «Ажурная ковка»
2014г. Гелевая и шариковая ручка, карандаш.

В орнаменте и декоре представленных платьев используются элементы дизайна кованых оград, широко представленных на балконах известных домов и строений Москвы и Парижа.

Коллаж «Париж – красота в деталях»

Париж — столица модерна и ар-нуво. На рубеже XIX и XX вв. этот город стал одним из самых известных центров модерна в области архитектуры. Некоторые специалисты и любители модерна связывают строительство Эйфелевой башни в 1887-1889 гг. с этим стилем. Даже в отдельных конструкционных элементах башни просматривается его влияние. Да, и в целом, в Париже совсем не редкость увидеть здания, лепнину, живопись и мебель в стиле модерн. И даже кованые конструкции входов в парижский метрополитен напоминают всем о важном значении модерна в биографии Парижа. Неслучайно иностранцы со всего мира, приезжающие в Париж, часто предпочитают пешеходные прогулки, чтобы любоваться неповторимой архитектурой его зданий и сооружений.

Коллаж «От ажурной ковки до ажурной юбки»
2016г. Карандаш.

Мастерами Европы и России накоплен замечательный опыт ажурной ковки. В стиле модерн в этой ковке используются растительный и цветочный мотивы, а также животный мир, в особенности его малые формы. Флора и Фауна — естественный источник изумительных по красоте балконов и оград, дверей и витражей, лестниц и маркиз. Эти мотивы —  излюбленная тема для рисования и для использования в ажурной отделке современной одежды художника-модельера Ольги Поляковой.

Коллаж «Обаяние и разнообразие Парижа»
2016г. Профессиональные художественные маркеры для рисования.

Как известно Париж на рубеже XIX-XX вв. стал одним из главных центров модерна или арт-нуво. Элементы модерна можно увидеть в этом городе практически на каждой улице, не говоря уже о кафе, ресторанах и музеях. Недаром люди со всего мира, посещающие Париж, предпочитают пешие прогулки по этому прекрасному городу, любуясь декоративными фасадами домов, изысканной ковкой балконов, оград и красотой витрин. Эскиз в центре коллажа выполнен автором выставки в стиле Альфонса Мухи, художника, который стал символом французского модерна.

Коллаж «Эйфелева башня в женских силуэтах»
2014-2016гг. Карандаш.

Вы никогда не задумывались над тем, что Эйфелева башня удивительно напоминает женскую фигуру? Может быть именно из-за этого она и пришлась «ко двору» в Париже? Эта идея и используется в разработках силуэтов, напоминающих знаменитую парижскую красавицу. При этом в эти образы переносится изящность и грациозность самой башни. Поэтому, глядя на такой женский силуэт, «дух захватывает», как и на вершине самой Эйфелевой башни.

Коллаж «Яркие силуэты Парижа»
2014-2016гг. Цветная и черная тушь, шариковая ручка, карандаш, контурная краска.

Коллекция «Бабочка»
2014г. Тушь, гелевая ручка, карандаш.

Коллекция «Бабочка» показывает, что узоры естественные от природы могут быть успешно использованы в дизайне и отделке платьев. При этом используется как образ бабочки в целом, так и элементы ее раскраса. В качестве дизайнерских идей и творческого вдохновения природа сама подсказывает нам какие элементы можно использовать.

Коллаж «Элегантная туфелька»
2014г. Тушь, контурная краска, карандаш, журнальная бумага.

Элегантная обувь — неотъемлемая часть создания любого женского образа. От нее зависит цельное восприятие созданного платья и костюма. Обувь не только «подбирается», но и создается в рамках общей идеи дизайна нового платья и костюма. Обувь — важнейший аксессуар, которому в обучающем курсе «Fashion эскиз маркерами» http://olgapolyakova.pro/fashionmarkers/ ведущая Ольга Полякова уделяет особое внимание, освещая это как отдельную тему в программе. Обучение стилизованному рисованию женских ног в гармонирующей с костюмом женской обуви позволяет создать законченный будущий образ в одном общем стиле с платьем, головным убором и другими аксессуарами.

Аксессуар «Прекрасная бабочка»
2014г. Тушь, контурная краска, карандаш, гелевая ручка.

«От коллажа к коллекции»
2014г. Тушь, гуашь, карандаш, кружево.

Коллаж — это набор силуэтов, фактур, цветовых элементов, орнаментов и линий, позволяющий художнику-модельеру представить в совокупности и донести идеи будущей коллекции. На нижнем эскизе свадебных платьев невесты и ее подружек хорошо продемонстрированы художественные идеи верхнего коллажа.

Коллаж «От узора к платью»
2014г. Тушь, фломастер.

Современный художник-модельер не всегда начинает собственно с идеи платья, а часто наоборот — от узора к созданию дизайна костюма. И часто узоры, орнаменты, вензеля подсказывают стиль и форму будущего изделия. От орнамента во многом зависит какой выбирается силуэт для будущего платья: юной девушки или женщины зрелого возраста. Конечно, результат в форме рисунка в первую очередь зависит от тонкости вкуса и креативности художника-модельера. И именно в этом суть его непростой работы.

Коллаж «От эскиза к воплощению»
2012г. Карандаш, контурная краска.

Каждое новое платье или костюм проходит непростой путь от идеи художника-модельера до готового изделия. Конечно,  творческое воображение и креативность художника-модельера лежат в основе создания современного костюма. Но, далее идут также очень важные стадии реализации творческого замысла через технический эскиз, разработку конструкции и лекал изделия, подбор материалов и собственно раскроя и пошива изделия. Главную информацию будущего изделия несет в себе технический эскиз. Эта тема подробно освещена в авторском обучающем курсе Ольги Поляковой «Технический fashion эскиз» http://olgapolyakova.pro/technical-fashion-sketch/.

Коллаж «От эскиза к воплощению»
2012г. Карандаш.

 

Коллаж «От эскиза к воплощению»
2012г. Карандаш.

Коллаж «Технический fashion эскиз»»
2013г. Карандаш, гелевая ручка.

Коллаж «В ожидании любви»
2004г. Тушь.

Тушь — одно из самых выразительных и сложных средств нанесения изображения. Она позволяет передать изящность, пластику и чистоту линий в эскизе. Эта тема работы с тушью включена в авторский обучающий курс Ольги Поляковой «Модельерский fashion эскиз» http://olgapolyakova.pro/modelersky-sketch/.

Коллаж «Фактура в костюме»
2014г. Тушь, гелевая ручка, гуашь, карандаш.

Коллаж «Фактура в платье»
2014г. Тушь, карандаш, гелевая ручка, контурная краска.

Важной составляющей любого дизайнерского костюма является фактура материала. И при создании образа необходимо учитывать свойства и пластику материала. От этого зависит внешний вид и восприятие готового изделия. И это обеспечивает учет предпочтений клиентов, которые выбирают платья не только по общему дизайну, но и с точки зрения используемых в будущем материалов. Фактура материала передается различными художественными средствами — гуашь, тушь, гелевая ручка, карандаш, контурная краска.

Коллаж «Фактура в костюме»
2014г. Тушь, гелевая ручка, гуашь, карандаш.

Коллаж «Волшебное пятно»
2016г. Цветная и черная тушь, карандаш.

Коллекция «Волшебное пятно» оригинальный авторский способ создания цветного образа, разработанный Ольгой Поляковой. Он используется в создании парадоксальных и неожиданных цветосочетаний методом растекания цветной туши.

Коллаж «Волшебное пятно»
2016г. Цветная и черная тушь.

Коллаж «Волшебное пятно»
2016г. Цветная и черная тушь.

Коллаж «Объемный эскиз»
2015г. Контурная краска, карандаш, ткань.

Объемный эскиз позволяет представить будущее изделие в фактическом прообразе, когда мастер и заказчик могут оценить изображение не только по линиям рисунка, но и по фактуре материала. Источником вдохновения часто служат великолепная лепнина и мини скульптуры на фасадах домов Москвы и Парижа.

Коллекция «В свадебном вихре»
2014г. Тушь, контурная краска, карандаш, журнальная бумага.

Свадебные платья-коллажи создают настроение удивительного праздника, легкости женских движений и жизненной энергии. Создание свадебных платьев — отдельный творческий процесс, требующий высокого профессионализма, тонкого вкуса и богатого творческого воображения. Свадебные платья-коллажи — это творческие идеи, которые в дальнейшем трансформируются в готовые изделия. При этом проделывается большая работа с подбором тканей, созданием технических эскизов, выбором специальной фурнитуры.