Вторая авторская выставка «Силуэты Европы: пленительная элегантность»

2 марта 2017г. в Государственной Библиотеке для молодежи состоялось открытие выставки «Силуэты Европы: пленительная элегантность».

О выставке

Выставка художника-модельера Ольги Поляковой посвящена современным тенденциям в создании образа и одному из новых методов творчества в дизайне одежды. Опираясь на творческие достижения европейской архитектуры и искусства, автор предлагает ознакомиться с идеями и вариантами использования их элементов в современном дизайне одежды. Метод трафаретной фотосъемки, произведенный автором в различных городах Европы – Флоренции, Венеции, Римини, Сан-Марино, Праге и Мюнхене, позволяет находить оригинальные формы, темы и новые источники художественного вдохновения. Используются элементы декора и деталей архитектуры известных европейских городов. Ольга Полякова применяет метод трафаретной фотосъемки в развитии креативности своих учеников, обучаемых в рамках ее прикладных курсов в Школе для модельеров в области дизайна костюма и создания fashion эскизов. Автор показывает, сколько возможностей таят в себе красивые элегантные формы исторических дворцов, особняков, витражи костелов и церквей, произведения искусства, животный мир, в частности лебеди. Помимо этого, неожиданные цветовые сочетания и ракурсы, фактуры различных материалов и поверхностей, ландшафтные линии самих городов и их улиц, а также окружающих гор, каналов и морей. Этот необычный взгляд на творческое вдохновение дизайнерской работы никого не сможет оставить равнодушным.

От автора

Профессия художника-модельера предполагает большую часть творчества, а для творчества нужно творческое вдохновение и, конечно, новые идеи. Найти эти идеи можно в архитектуре и городских пейзажах.

Выставка предназначена для дизайнеров одежды самого разного профиля, потому что, речь идет не о конкретных изделиях, а о том, как искать новые вдохновляющие идеи.

В выставке комбинируются решения дизайнерских задач с европейской историей архитектуры городов, что как мне кажется интересно и более широкому кругу посетителей.

Почему именно метод трафаретной фотосъемки был использован в качестве идейного вдохновения?

Метод трафаретной фотосъемки (или вырезанного силуэта) в поисках новых дизайнерских идей по большому счету не так уж нов. Конечно, все видели большое количество поздравительных открыток, когда на первой странице (обложке) видно только часть изображения. А для того, чтобы увидеть его полностью надо открытку развернуть. Для дизайнера обычно трудно увидеть новые идеи в огромном городском пейзаже, на большом историческом здании или даже просто на городской улице. Этот же метод вырезанного силуэта позволяет сфотографировать четкие детали и изображения, которые специалист дизайнер далее может использовать, конечно, с определенной степенью переработки. Я применила этот метод вот таким образом, приспособив его для дизайнерских целей.

Что дает этот метод?

Понятно, что фотографируются самые красивые, самые лучшие места красивейших городов, в данном случае Европы. Возникает вопрос. Это что, новый вид видовой открытки? Ничего подобного. Этот метод позволяет создать новый возможный принт на ткани, позволяет увидеть новое цветовое решение, интересную конструкцию швов, варианты декора и отделки. Также этот метод позволяет развивать чувство вкуса и стиля у художников-дизайнеров. Ведь города, снятые на этой выставке методом вырезанного силуэта, это не только плод человеческих рук. Они же расположены на определенном пейзаже и сама природа подсказывает творческому дизайнеру новые идеи. Самые талантливые архитекторы и скульпторы мира, художники создавали облики и интерьеры, поэтому так и полезно прикоснуться и использовать культурное и чудесное наследие.

Конечно, важно, что я снимаю. Возможно другой человек с другими вкусовыми предпочтениями снимал бы что-то иное. Для меня же очевидными источниками вдохновения стали общие виды и пейзажи городов, городские улицы и даже мостовые, архитектура домов, где я с удовольствием искала элементы своего любимого стиля «Модерн», которому была посвящена моя выставка год тому назад http://olgapolyakova.pro/the-exhibition-elegance-and-silhouette/ Кроме этого я снимала неожиданные цветовые сочетания и ракурсы, фактуры различных материалов и поверхностей, ландшафтные линии самих городов и их улиц, а также окружающих гор, каналов и морей. Помимо перечисленного в мой трафаретный объектив попадали также красивые витражи костелов и церквей, произведения искусства, животный мир, в частности лебеди и даже роскошные витрины известных магазинов.

В экспозиции выставки использованы самые знаменитые города и пейзажи Европы. Для дизайнерских целей важны оригинальные решения цвета, линий, фактуры и т.д. Где как не в знаменитых городах набраться этого великолепия. Поэтому эта достаточно уникальная работа — трафаретная фотосъемка проводилась во Флоренции, Венеции, Сан-Марино, Римини, Праге, Мюнхене, а также в Германских Альпах и знаменитых замках Баварии.

Работа оказалась творческой и интересной и доставила мне истинное удовольствие, чем я и делюсь сегодня с вами. Кроме трафаретной части выставки вы также можете увидеть как можно использовать метод бионики в дизайне одежды, из жизни животного мира и насекомых. Ведь даже великий Леонардо да Винчи использовал в своих технических навациях и рисунках фактически этот самый метод бионики. Леонардо в своих чертежах превращал стрекозу в будущие вертолеты, птицу в самолет, акулу в подводную лодку.

Так что, грех современным дизайнерам не учиться у великих, вдохновляться идеями и образами природы.

ЭКСПОЗИЦИЯ ВЫСТАВКИ

Коллаж «Скульптура Давида на площади Синьории во Флоренции»

Скульптура Давида работы Микеланджело (1501—1504) была установлена слева от входа в Палаццо Веккьо. Сейчас на площади Синьории установлена копия, которой заменили оригинал в 1873 году. «Давид» был создан в период Второй республики (1494—1512), когда Медичи были изгнаны, а к власти пришёл Савонарола. Под Голиафом, на предстоящей схватке с которым сосредоточен Давид, подразумевались французский король Карл VIII и римский папа Александр VI Борджиа, пытавшиеся захватить город.

Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) — итальянский скульптор, живописец, архитектор и поэт. В искусстве Микеланджело с огромной выразительной силой воплотились как глубоко человечные, полные героического пафоса идеалы Высокого Возрождения, так и трагическое ощущение кризиса гуманистического миропонимания, характерное для позднеренессансной эпохи.

В 1501 году во Флоренции Буонарроти Микеланджело получил от правительства республики заказ на создание 5,5-метровой статуи Давида (1501-1504, Академия, Флоренция). Установленная на главной площади Флоренции рядом с ратушей Палаццо Веккио (в 2010 году заменена копией), она должна была стать символом свободы республики. Микеланджело изобразил Давида не в виде хрупкого подростка, попирающего отрубленную голову Голиафа, как это делали мастера XV века, а как прекрасного, атлетически сложенного гиганта в момент перед сражением, полного уверенности и грозной силы (современники называли ее terribilita — устрашающая). Статуя, предназначенная для кругового обзора, изображает обнажённого Давида, сосредоточенного на предстоящей схватке с Голиафом.

Коллаж «Базилика Санта Кроче во Флоренции»

На площади Санта Кроче в центре Флоренции находится один из самых известных итальянских храмов — базилика Святого Креста. Согласно легенде, ее начали строить последователи Франциска Ассизского — святого покровителя Италии. Хотя церковь не раз перестраивалась, ее считают самым крупным пантеоном в Тоскане.

Легенда гласит, что на этом месте была построена часовня самим святым Франциском Ассизским. Он умер в 1226 году, а в 1228 году он был причислен к лику святых. 12 мая 1294 года на месте небольшой часовни началось строительство церкви. Строительство велось за счет средств самых состоятельных семейств Флоренции. Продолжались работы и во второй половине XIV века, но церковь была освящена в 1443 папой римским Евгением IV.

Санта-Кроче спланирована в форме Т-образного египетского креста, отсюда и название Basilica di Santa Croce — Церковь Святого Креста. Это самый большой францисканский храм Италии.

В церкви находятся также могилы и памятные доски гениальных скульпторов, ученых и философов — Микеланджело Буонароти, Галилео Галилея, Джоаккино Россини, Гульельмо Маркони, Никколо Макиавелли, Данте Алигьери, Витторио Альфьери и многих других знаменитых уроженцев Тосканы. Поэтому базилику называют Пантеоном Тосканы. Каждая могила – это настоящее произведение искусства. Всего здесь похоронено около 300 знаменитых людей Италии. Здесь же, по мнению историков крестили в 1452 году Леонардо да Винчи.

Коллаж «Краски Сан — Марино»

После нелегкого горного подъема к государству Сан-Марино так хорошо и легко становится при виде черепичных крыш внизу и серебристого серпантина дорог. Метод трафаретной фотосъемки позволил сделать колоритные и уникальные фотоснимки, предоставившие возможность увидеть сочетание зеленых просторов Италии и кирпичных черепиц крыш в предгорьях Сан-Марино.

Коллаж «Розоватое кружевное здание Дворца дожей в Венеции»

В далёком прошлом не было сильнее государства во всём Средиземноморье, чем Венеция. Прошло много лет, и теперь данный город манит в эти места уже не различных торговцев и захватчиков, а огромное количество туристов со всех уголков света, желающих насладиться изумительным великолепием венецианских достопримечательностей. Одним из них является шедевр архитектуры, представленный в готическом стиле — Дворец дожей. Разноцветные фасады палаццо как будто нарушают все принципы строительства: пустоты внизу и массивные глади стен наверху. В течение многих сотен лет он служил резиденцией для городского правительства и даже успел побывать в роли помещения, где раньше устраивали заседания республиканские советы. Восхитительную композицию венчают нарядные верхние зубцы в венецианско — византийском стиле.

Коллаж «Базилика Святого Марка в Венеции»

Кафедральный Собор Святого Марка, известный как Базилика Сан-Марко, — одна из самых известных и прекрасных церквей мира. Этот собор возвышается над площадью Святого Марка (Piazza San Marco) с 828 года. Он был освящен в 1094 году, а с 1807 года служил резиденцией архиепископа Венеции. Освящение Собора Святого Марка произошло в тот год, когда хорошо запрятанные мощи Святого Марка были предположительно обнаружены вновь. После нескольких дней интенсивных молитв дожа Венеции Витали Фальера (Vitale Falier) мощи чудесным образом появились внутри колонны.

Коллаж «Венеция»

Самый красивый и посещаемый туристами город Италии – Венеция, бесспорно, является одним из удивительнейших и красивейших городов планеты. Романтическая атмосфера Венеции эпохи Ренессанса, описанная в сотнях книг и запечатлённая десятками кинофильмов, притягивает невероятное количество туристов – шестьдесят тысяч человек в день. Посетителей настолько много, что городские власти обращаются в ООН с просьбами прекратить этот нескончаемый поток, опасаясь, как бы город ни разрушился под его натиском.

Венеция – «жемчужина Адриатики и царица морей». Это утонченный город – цветок цивилизации, выросший на благодатной полоске между землей и водой. Венеция стоит на 120 островах, соединенных между собой 400 мостами.

Коллаж «Неподражаемый готический абрис Собора Святого Вита в Праге — шесть веков истории»

Полное название пражского собора – собор святого Вита, святого Вацлава и святого Войтеха. Согласно легенде, в 925 году воевода Богемии и горячий проповедник христианства святой Вацлав основал эту церковь. От Генриха I он получил в дар фрагменты мощей почитаемого в Европе святого Вита, погибшего за веру мученика, исцеляющего болезни. Святой Адальберт – второй епископ Чехии, потерявший жизнь во время миссионерства. Эти святые считаются покровителями и духовными хранителями Чехии и Праги.

Вначале небольшая церковь представляла собой круглую ротонду диаметром около 13 м. В 1060 году по основанию Пражской епархии было принято решение расширить церковь, и она превратилась в трехнефную базилику. После преображения епархии в архиепископство, по инициативе короля Богемии Карла IV было решено построить на месте прежней базилики большой готический собор для проведения богослужений, коронаций и погребения правящих особ и архиепископов. И волею судеб это грандиозное строительство, начатое в 1344 году было завершено лишь в 1929 году. Таким образом каждое из проходящих шести столетий вносило свою лепту в настоящий архитектурный облик собора.

На одной из башен – характерная фигурка петуха, который символизирует благовестие и по легенде считается «спутником» святого Вита. На левом портале — чудесные деяния и истории из жизни святого Вацлава, на правом – святого Войтеха. Много на фасаде красноречивых фигур и изображений злобных химер и горгулий, которые по замыслу должны отпугивать злых духов, однако в реальности служат надежными водостоками. С южной стороны перед входом в башню находятся т.н. «Золотые ворота» — в древности здесь был главный торжественный вход в храм для представителей высшего сословия. Это тройная готическая арка, которую покрывает выложенная из позолоченного стекла мозаика, изображающая сцены из Страшного суда.

Коллаж «Интерьер собора»

Интерьер храма с его тремя нефами и трансептом, хором, боковыми капеллами, готическими сводами и нервюрами – это истинный шедевр пространственной гармонии и изящества. Внутреннее помещение собора поражает размерами и роскошью убранства. Двадцать восемь мощных колонн, поддерживающих свод, галерея-балкон, разделяющая пространство условно на «земную» и «небесную» части. Благодаря восхитительным витражам работы более 20 мастеров, среди которых известный модернист Альфонс Муха, преобразующим и преломляющим свет, в соборе всегда «живет» сияние солнца. Витражи изображают картины из Священной истории, повествуют о сотворении мира и жизни святых. Перед главным алтарем находится королевская усыпальница, состоящая из крипты (верхней части) и ротонды (нижней). Здесь покоятся останки чешских королей и членов их семей.

Коллаж «Прага с высоты птичьего полета»

Осуществляя трафаретную фотосъемку Золотой Праги с высоты Вышеграда на левом берегу реки Влтавы, удалось выхватить игру кирпичного цвета крыш на фоне пасмурно — серого неба.

Коллаж «Гармония и изящество пражских лебедей»

После замка Нойшванштайн и Лебединого озера Шванзее в Альпах пражские лебеди стали настоящим открытием и творческим источником вдохновения для поиска новых идей и форм для женских силуэтов. Как-то само собой получилось, что искренний разговор с белым лебедем на берегу реки Влтавы вблизи Карлова моста быстро перерос в наброски удивительных женских нарядов, которые представлены на этом коллаже.

Коллаж «Лебединый замок Нойшванштайн в Баварии»

Одно из самых красивых мест Германии – королевский замок Нойшванштайн. Это отражение древнегерманского эпоса в камне, воплощение наяву легенд из средних веков, дух двух великих людей – Людвига Баварского и Рихарда Вагнера.

С самого детства принц Луи, который должен был наследовать баварский престол, находился в грезах о средневековых сказаниях. В 1861 году ему удалось побывать на опере «Лоэнгрин», созданной знаменитым Рихардом Вагнером. Опера тронула юного принца в самое сердце, и именно этот сюжет лег в основу создания будущего сказочного замка Нойшванштайн.

После восшествия на престол в 1864 году Людвиг II берет под опеку и на полное материальное обеспечение Рихарда Вагнера, тем самым дав ему возможность творить в полную силу своих возможностей.  С этого периода начинается период крупных свершений. Вагнер создает свои известные на весь мир оперы – Валькирия, Гибель богов, Зигфрид, Золото Рейна, Нюрнбергские мейстерзингеры, Парсифаль. Король же, возжелав еще больше погрузиться в царство своих любимых героев, начинает строительство своих великолепных замков. Стремление почувствовать себя знаменитым рыцарем-лебедем Лоэнгрином создало архитектурные шедевры всемирного уровня.

Всего Людвиг II построил три замка. Самый главный из них – Нойшванштайн в Баварии. Именно этот замок по замыслу должен был стать крепостью самого Лоэнгрина, а встречающиеся здесь повсюду символы лебедя только подкрепляют это чувство. Лебединый замок Нойшванштайн находится в Альпах Баварии, недалеко от озера Шванзее, озера Лебедя. И само название замка переводится как «Лебединый камень». Корни благородной птицы эта местность несет от имени рода рыцарей Швангау, резиденцией которых был замок Шванштайн. Король снес старую постройку и заложил здесь новый замок – Нойшванштайн – Новый Лебединый камень.

Многие помещения замка посвящены героям средневековых сказаний. Так зимний сад посвящен Тангейзеру, Зал певцов – Парсифалю, большая гостиная – рыцарю-лебедю Лоэнгрину. Сказочную атмосферу создают и росписи на стенах. Только над спальней короля работы велись 4,5 года. Здесь можно увидеть мастерскую резьбу по дереву, особенно на личной кровати монарха. На гобеленах в этой же спальне снова сказочные мотивы — моменты из поэмы «Тристан и Изольда».

Коллаж «Вид на равнину с Альпийской высоты замка Нойшванштайн»

Получение изображения перспективы методом трафаретной фотосъемки позволяет выхватить из общего пейзажа его элементы, которые можно использовать в дальнейшем в качестве творческого источника для принта и дизайна ткани и подбора цветового колорита.

Коллаж «Замок Хоэншвангау»

Замок Хоэншвангау располагается в южной части Германии, на лесистом холме в местечке Швангау неподалеку от города Фюссен. Хоэншвангау ранее являлся резиденцией Баварского короля Людвига II. Дворец расположен прямо напротив замка Нойшванштайн. Из дворца открывается потрясающий вид на горное озеро. Построен замок был еще до XII века на руинах известной из множества хроник крепости Шванштайн. Хоэншвангау отличается своей живописностью, близостью к природе и потрясающими видами.

Внутреннее убранство замка ничуть не уступает внешнему его окружению. Здесь множество шикарных залов, поражающих и восхищающих своей изысканностью, дороговизной и изяществом. Бывшая столовая, она же «Зал лебединого рыцаря» украшена настенной живописью, в которой можно увидеть отображение саги о Лоэнгрине – лебедином рыцаре. Полотно было разработано Кристианом Рюбеном, а в 1835 году его смогли исполнить Михаил Неер и Лорнцо Квальо.

Максимилиан, хозяин замка и король, будучи еще кронпринцем, в 1833 году посетил Турцию, архитектура которой оставила неизгладимое впечатление о себе. Именно эти воспоминания повлияли на дизайн и обстановку «спальных покоев королевы». Здесь присутствует тонкое сочетание турецкого и романтического стиля. В помещении до сих пор стоят канапе, которые турецкий султан Мухаммед II подарил кронпринцу.

Еще одно знаковое помещение – «Зал героев». Присутствующие тут картины отображают сагу о Велькине, являющуюся частью эпопеи о великом Дитрихе фон Берне. Сказание было утеряно в Германии, однако благодаря пересказу Норвежцев вновь обрело себя в XIII веке. Практически все картины исполнены известными художниками.

В замке также есть комната, именуемая «Комната Гогенштауфена». Её роспись полностью посвящена этому роду.  В этой комнате обращает на себя внимание, сделанное из клена фортепиано, названное «рояль Вагнера». Людвиг II был хорошим пианистом и ценил музыку. Когда Рихард Вагнер появлялся у Людвига, тот просил его сыграть что-нибудь из своих произведений. Домашнюю часовню Король оформил самостоятельно. Её украшают две ценные русские иконы, которые были подарены Людвигу царем Александром I.

Коллаж «Озеро Сванзее — Лебединое озеро»

Многие историки и специалисты считают, что «Лебединое озеро» П.И. Чайковского это и есть озеро Сванзее. Когда в 1875 году Чайковскому сделали заказ написать романтический балет, он вспомнил об опере Рихарда Вагнера «Лоэнгрин». Со студенческих лет Чайковский высоко ценил музыку Вагнера и мечтал познакомиться с ним лично. В 1876 году Чайковский отправился в Баварию на премьеру вагнеровского «Кольца Нибелунгов», где и состоялось знакомство двух композиторов. В музыке Чайковского часто можно услышать отзвуки вагнеровских опер. Посетив «Лебединое озеро» (Шванзее) и возвратившись в Россию, Чайковский пишет своё гениальное «Лебединое озеро».

Коллаж «Креативность у стен баварского замка Хоэншвангау»

Есть такое модное слово — креативность. Оно происходит от английского “creative” (создающий, творящий). В работе художника — модельера креативность важнейшее качество. Ведь если мы возьмем любого художника, его креативность в уникальном отображении природы, натюрмортов, портретов и т.д. И он уникален своим индивидуальным отражением. Почему Сальвадор Дали стал знаменит? Для кого-то он сумасшедший, а для огромного количества людей он креативный гений. Потому, что создание чего-то нового требует таланта и воображения. На этом коллаже расположены платья с использованием техники трафаретной фотосъемки. Это позволяет развивать воображение, ту же самую креативность. И необязательно это должно всем нравиться. Ведь Сальвадор Дали не всем нравится. И тем более Василий Кандинский. Это показано для того, чтобы стало понятно, что в творческом дизайне возможны нетрадиционные методы. В данном случае представлены силуэты, сфотографированные под стенами баварского замка Хоэншвангау. В частности, необычное деревце в красную крапинку, снег, залипший на воротах замка, металлическая утка на деревянной лавочке. Сплошной уличный и природный креатив!

Коллаж «Мост Тиберия»

Мост Тиберия — ветеран римской летописи, также известен как «Мост дьявола»…

Родина Данте Алигьери и Джованни Бокаччо таит в себе поистине много загадок, которые сотни раз поддавались разнообразным толкованиям. Одной из них является мост Тиберия через реку Мареккья, чья история покрыта дымкой мистики. Он находится в родном городе Федерико Феллини — провинции Римини.

Строительство моста было начато в 14г. н. э. при правлении Цезаря Августа, а закончил строительство Тиберий в 21г. н. э. Мост состоит из пяти арок, которые увеличиваются по направлению к самой большой из них. Возраст этого дивного сооружения действительно почтителен — он упрямо простоял 2000 лет, и простоит столько же, ведь деревянные сваи, которые удерживают арки, всё ещё в отличном состоянии! Это наглядное воплощение усовершенствованной римской инженерной мысли, поскольку возведение моста было невозможным без использования бетона. Так пришла на помощь техника смешивания вулканического пепла с раствором извести.

Мосту Тиберия не раз угрожала опасность. Он перенёс атаки испанских и готских войск, землетрясения, наводнения и даже Вторую мировую войну, во время которой под мост была заложена взрывчатка, но почему-то не взорвалась… Именно из-за его долговечности ходят странные слухи, словно в возведении моста участвовал сам дьявол! Будто на одной из стадий, когда полномочия в строительстве перешли в руки Тиберия, мост неизменно рушился, не давая никакой надежды довести начатое до конца. Тогда Тиберий взмолился всем богам, но не получив поддержки свыше, обратился к дьяволу. Последний согласился на сделку, но взамен потребовал душу первого человека, который пройдёт по мосту. Первой оказалась собака, которую пустил Тиберий. В гневе от обмана сатана попытался разрушить мост, но не тут-то было — он сам позаботился о его прочности, и уже был не в силах уничтожить. Поэтому его и называют в народе «чертов мост».

ЭСКИЗЫ

Коллаж «Бионика на службе художника-модельера»

БИОНИКА (от греч. bion — элемент жизни, живущий) — это наука, пограничная между биологией и техникой, решающая инженерные задачи на основе анализа структуры и жизнедеятельности организмов; наука о применении в технике, архитектуре, дизайне принципов организации, свойств, функций, структур живой природы. Если вы вспомните Леонардо да Винчи, который пытался построить летательный аппарат с машущими крыльями, как у птиц, тогда сразу представите, что такое бионический стиль.

Бионический метод поиска новых идей и дизайнерских решений позволяет создать и придумать новые стили и формы (бионические) одежды, перенятые частично у самой матушки — природы.

Коллаж «Как из итальянской мидии придумать новое бионическое платье»

Вдохновившись великолепной итальянской кухней, в частности приготовленными в ароматном соусе мидиями, ко мне неожиданно пришло решение использовать их причудливую форму в «развернутом виде» для дизайна необычного женского платья. Что из этого получилось, оставляю на суд Вашего взыскательного вкуса.

 

Прага. Карлов мост.ПрагаБаварские Альпы

Я благодарна тем людям, кто помогал мне в организации и создании выставки.