Шаблон для сайта_3
Одежда и психологическая защита личности
09.01.2016  |   Мысли вслух, Новости  |   0

Шляпка, которая идет тебе,
служит большей моральной
опорой, чем целый свод законов.

Э.М. Ремарк, «Жизнь взаймы».
________

Всегда ли мы понимаем, почему нам нравится та или иная вещь, почему ранее любимое вдруг вызывает отвращение? Мысль о том, что душа человека имеет не только открытую его сознанию часть, но и еще нечто скрытое — известна всем.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗАЩИТА — неотъемлемая особенность индивида, позволяющая поддерживать самоуважение и положительную самооценку. У одного индивида могут проявляться различные механизмы психологической защиты, и личность их обычно не осознает.

Бесспорно, что различные типы психологической защиты могут проявляться в самых разных сферах жизни человека. Рассмотрим на примерах, как они влияют на отношение к одежде, выбор изделия и манеру одеваться в целом.

ЗАМЕЩЕНИЕ — разрядка такого рода просто необходима для некоторых людей, и лучше, если она сработает по типу замещения на неживой предмет. Психологическая защита может оказаться весьма полезной, если Вы, вместо того, чтобы выплескивать свои отрицательные эмоции на людей, сбросите их, например, на одежду.

Одежда может стать объектом замещения очень разных психологических проблем. Как часто пуговицы и молнии «летят» вследствие раздражения своих хозяев из-за собственной беспомощности в ситуации, превращаясь из аксессуара одежды в объект разрядки «ненавистного» платья.

Вымещать свою злость на одежде все-таки лучше, чем на людях, и дешевле, чем на ряде других объектов.

КОМПЕНСАЦИЯ — часто в манере одеваться проявляется механизм психологической защиты — компенсация, когда человек неосознанно стремится восполнить собственные реальные или воображаемые психологические проблемы.

Слишком тщательный уход и тщательное разглаживание белья могут компенсировать у одинокого человека стремление ухаживать за кем-либо. А стремление к физической чистоте в одежде компенсирует недостаточную душевную чистоту человека.

Среди профессиональных дизайнеров по костюму часто встречается одна, обращающая на себя внимание особенность: резко отличающееся, контрастное отношение к одежде в профессиональной деятельности в презентации собственной внешности.

После показа ярких авангардистских моделей на сцену выходит женщина в черном скромнейшем костюме, в брюках и блузе типа «рубище». Другой пример. Представьте себе скромно одетого модельера, показывающего на подиуме немыслимо сексуальные модели, пригодные лишь для путан. Собственная одежда — демонстрирует строгость и целомудрие, одежда в коллекции — сплошная эротическая манифестация. В творчестве такого дизайнера наглядно просматривается собственная нереализованная сексуальность.

Данную особенность можно называть феноменом «двойственного отношения к одежде», который не является, конечно, абсолютным атрибутом всех профессиональных модельеров. Бывают и совпадения профессионального и личного отношения к одежде. Однако его распространенность весьма любопытна.